Очень интересно!))
Андрей Николаевич Котов
(руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин")
- Раньше считалось, что человек, который не поёт - он либо больной, либо сволочь. Во время пения человек проявляет себя, поэтому, если не поёт, значит что-то скрывает. ))))
- Произнося слова, в которые вы не вкладываете никаких смыслов - вы произносите набор звуков. Текст, в том числе в песне, передаёт не то, о чем вы говорите (поёте), а то, о чём вы думаете.
- Традиция - это сохранение и передача положительного опыта, который помогает людям в будущем жить лучше. Традиция живёт до тех пор, пока она актуальна, нужна людям и является неотъемлемой частью жизни.
- Человек в пении реализуется как личность.
- Через трагические песни народ проживал негативные формулы существования, изживал жизненную тоску.
- По чему тоскует человек? По утерянному раю...
- Правила совместного пения - это строй и лад.
Лад, ладить - умение слышать человека, с которым ты живешь, уметь понимать его, уметь уступать ему, уметь совместно что-то делать, принимать его таким, какой он есть. В пении "лад" - умение приладить свою мелодию, умение вместе создавать единое.
- Каждый человек, приходя в песню, приносит себя. Приносит себя такого, какой он есть. В традиции человек никогда не будет декларировать себя, он обязательно будет слушать и если песня не ладится, люди будут изменять её, пока песня не заладится. Потому что народная песня - это совместное дело, люди вместе её создают, здесь и сейчас.
- Традиция - это форма совместного созидания.
Это одна из немногих форм, сохранившихся в мире, дающая возможность всем нам вместе чего-то делать.
- Пение отражает взаимодействие людей.
- Когда вы слушаете хороший ансамбль - вас увлекает не то, как они играют, поют, а то, как они в глаза друг другу смотрят, как взаимодействуют друг с другом, совместно проживают. Это и есть жизнь.
- Что в городе важно? Иметь свой имидж, свою точку зрения, своё, своё...Ни в одной традиционной общине такой вопрос не стоит.
В фольклоре нет ни одной песни о смысле жизни. Вы не найдёте ни одной песни "Зачем я живу, как печально устроен мир, почему мир так несправедлив ко мне?"))) Там вообще проблемы "Я и Общество" не существует. Потому что люди - это единый организм. А в городе наоборот вся поэзия, песни посвящены тому, как человеку хреново и поискам смысла жизни))) В традиционной культуре этих вопросов нет, потому что эти вопросы возникают у человека, когда он теряется.
- Человек записывает тогда, когда он забывает.
- Чем больше подсказок - тем меньше мы помним.
- Когда человек поёт многоголосие - у него развивается комплексное чувствование, интуиция, умение принимать в экстремальных ситуациях неординарное правильное решение.
- Люди на сцене создают эмоциональные образы. Чем ярче эти образы - тем глубже они откладываются в подсознании слушателя, зрителя.
Поэтому, когда мы поём, мы должны понимать : "О чём это".
- Календарные песни связаны с природой. Человек ощущал себя неотделимой частью природы. Он ощущал себя и водой, и травой, и ветром. Девушки пели весенние заклички, повернувшись лицом к лесу. По отзвуку деревьев, по тому, как эхо им отвечало, они определяли - пошел ли сок по стволам деревьев, лес отмерз или не отмерз, ожила ли природа, можно ли начать сев...
- Как мы любим говорить: "Песни обращены к силам природы". На самом деле никаких сил природы нет. Мир един. Нет энергии воды, нет энергии травы и т.д. Это - мистификация.
В человеке заложена возможность пользоваться и ощущать единство мира и его составляющих.
- Главным и непременным условием урока музыки является молчание. И это очень сложно. Потому что, когда человек молчит - он начинает прислушиваться к себе, а это очень неприятно и непривычно.
- Постоянно проявлять себя, чтобы нас заметили, производить шум, говорить, дергаться, ярко одеваться - это рефлексия городского человека.
- Шум, болтовня - это блокирование возможности услышать.
- Возродить ничего нельзя. Но, пользуясь опытом, памятью и любовью к тому, что нам осталось от прошлого, мы можем создать это вместе с собой в будущем.
- Хороший музыкант делится собой со всеми остальными людьми. Если он ничего не отдаёт - он зря колышет воздух.
- Симфоническую музыку, сложную литературу воспринимают 2 процента людей, а фольклор - ещё меньше. Это сложные виды, требующие интеллектуальной работы.